Образовательная программа МКОУ Хосрехская СОШ им.Ахмедова Т.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХОСРЕХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КУЛИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

__________________________________________________________
Инд.368394 Р.Д.Кулинский район село Хосрех ул.Аметхана Султана 54 тел.89667420148.

Образовательная
программа школы
Содержание обучения и воспитания в 2021-2022
учебном году определено в соответствии с
ведущими идеями модернизации,
сориентировано на формирование системы
ключевых компетенций школьников.

1

Образовательная программа
начального общего образованияI
ступень обучения

(1 - 4классы)

Программа "Школа России" (ФГОС)
«Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс)
для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает
достижение требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Научный руководитель - Андрей
Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии
Президента Российской Федерации в области образования. Система учебников
«Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на
основе единых методологических и методических принципов информационнообразовательной среды для начальной школы.
В систему учебников «Школа России» входят завершенные предметные
линии учебников по всем основным предметам начального общего образования:
♦ Русский язык.
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
♦ Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и др.
♦ Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.
♦ Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А.
♦ Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.,
Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В.
♦ Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
♦ Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И.,
Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).
♦ Физическая культура. Автор: Лях В.И.

Учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа
России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства
2

«Просвещение». Практика показывает, что более половины учеников начальных
классов России обучаются по данному УМК. В качестве единого целого комплект
«Школа России» работает с 2001 года. Однако учебники УМК были переработаны
в соответствии с требованиями ФГОС и вновь отправлены на экспертизу. В
ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные
экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии
образования о том, что система учебников «Школа России» обеспечивает
достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования и полностью соответствует требованиям
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Все
учебники, составляющие завершѐнные предметные линии УМК «Школа России»,
получили положительные оценки РАН и РАО.
УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов
основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое
сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в
основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного
образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным
образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК
«Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему
учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку,
разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является
направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий
(УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность
при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы
России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования,
зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный
принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление
ориентирования учебного материала, способов его представления, методов
обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и
реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
В этой связи основными направлениями доработки учебников являются:
- введение специальных заданий для формирования умения школьников
самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному
уроку;
3

- увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного
характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих
деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на
собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного
материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на
основе формирования УУД;
- внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения,
контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и
отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.;
- включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для
любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что
узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.
Кроме того, учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное
оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику
ориен-тироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других
источников информации.
Основополагающие принципы УМК «Школа России»:
• принцип воспитания гражданина России;
• принцип ценностных ориентиров;
• принцип обучения в деятельности;
• принцип работы на результат;
• принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание
гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека –
гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде
своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей
малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
По мнению авторов УМК дополнения и изменения, о которых говорилось
выше, не являются революционными. Они понятны учителю. Внесенные в
дидактический и методический аппарат изменения соответственно будут учтены в
пособиях для учителя, в материалах сайта «Школа России», чтобы помочь
педагогу, сделать его работу наиболее эффективной.

4

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:
• мощный потенциал для духовно-нравственного
воспитания личности гражданина России;

развития

и

• реальная возможность достижения личностных, метапредметных и
предметных
результатов,
соответствующих
задачам
современного
образования;
• эффективное сочетание лучших традиций российского образования и
проверенных практиками образовательного процесса инноваций;
• постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная
учителю образовательная система для начальной школы.

Пояснительная записка.
Целевое назначение
-реализация в полном объеме конституционных нрав детей на образование;
-обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным
планом РФ 2004;
-создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания
образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности
(обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развития речи);
-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
-сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
-подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и
поддержка положительной мотивации познавательных способностей;
-формирование
познавательных
способностей
(умение
рассуждать,
анализировать, обобщать);
-развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
-развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного
мышления, образного восприятия окружающего мира).
-воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся
к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
Создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей,
стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;
Организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов
научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й
ступени;
5

Поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в
разных видах деятельности.
В основе программы лежит принцип: от ребенка - к миру, от мира - к ребенку.
Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как
субъекта образования.

Характеристика учащихся,
образовательной программы начального общего образования.
Возраст:

6,5 - 7 лет

Состояние здоровья:

1-4
группы здоровья,
отсутствие медицинских
противопоказаний
для
обучения
в
I
классе
общеобразовательной школы,
Уровень готовности к школьная зрелость по результатам медицинского
освоению программы:
заключения (на основании заключения психолога - медикопедагогической комиссии о готовности).
Технология
заявительный порядок
комплектования:
Продолжительность
4 года
обучения
Прием детей в образовательное учреждение осуществляется в соответствии с
Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об
общеобразовательном учреждении, нормативными актами МО РД, Уставом
школы, локальными актами школы.
Ожидаемый результат
 Достижение уровня элементарной грамотности.
 Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с
другими учениками и взрослыми.
 Развитие устойчивого познавательного интереса у учащегося, навыков
анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и
проблемных ситуаций.
 Формирование коммуникативной и эстетической культуры.
 Формирование нравственных и эстетических начал личности.
 Приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре и создание тем
самым базы для последующего освоения ОП основной школы.
Выпускник начальной школы
 это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания
образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно,
сформированность опорных знаний и учебных умений в области счета, письма,
6

чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а
главное, хочет учиться;
 это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он
умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои
действия и поведение одноклассников,
 соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
 это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении
общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного
выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и
школе;
 это ученик, который способность сопереживать, сочувствовать, проявлять
внимание к другим людям, животным, природе;
Учебные программы
Основные требования, предъявляемые при выборе учебных программ и
учебников, реализующих общеобразовательную программу начального общего
образования:
- соответствие реальности (осмысленный и компетентный отбор содержания);
- научность, в соответствии с дидактической ориентацией (упрощенная система
знаний, не искажающая элементов этой системы);
- соответствие целям обучения;
- соответствие возрастным и иным характеристикам учащихся (с учетом
психологических исследований);
- потенциал учебника (воспитательный, развивающий, мотивирующий);
- содержательная и структурная преемственность с другими учебниками по
данному предмету в рамках общей серии учебников.
Основу базовой образовательной программы для 1 ступени обучения составляют
Государственные образовательные программы.
Организационно-педагогические условия
Нормативные:
В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного
процесса, установленными СанПиНом 2.4.2.2821-10, занятия проводятся в 1 смену
при 5-дневной учебной неделе в 1 классе и -6ти дневной учебной неделе во 2-4
классах.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет:
1 класс - 21 уроков в неделю;
2 класс - 26 уроков в неделю;
3 класс - 26 уроков в неделю;
4 класс - 26 уроков в неделю.
Занятия начинаются в 8 часов00минут. Продолжительность уроков - 45 минут.
7

Продолжительность перемен: 3 перемены по 5 минут, 1 перемены по 10 минут.
На каждом уроке проводятся 2-3 динамические паузы для учащихся.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям
образовательного учреждения в 1 классе применяется «ступенчатый» метод
постепенного наращивания учебной нагрузки:
в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый, со второй четверти-4 урока
по 35 минут каждый.
В учебном кабинете 1 класса организована зона отдыха (игровые места)
Наполняемость классов - от 3 детей до 14 детей.
Организационные:
Основной формой организации обучения учащихся является классноурочная система.
Учебный год делится в 1-4 классах на четверти. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8
недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные каникулы в феврале.
Каникулы проводятся в сроки, утвержденные в годовом календарном учебном
графике.
В школе работает столовая, где для учащихся готовят горячие завтраки.
Образовательный процесс на 1 ступени обучения строится на основе принципов
личностно-ориентированного подхода, где в
основе учебно-воспитательной
деятельности педагогов лежит процесс формирования индивидуальности ребенка,
развития устойчивого познавательного интереса к обучению.
Описание педагогических технологий
В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие
личности ребенка, учителя используют следующие педагогические технологии:
 Традиционные технологии:
системное усвоение учебного материала на всех этапах обучения обеспечивают
традиционные классно-урочные технологии, предусматривающие обязательные
этапы на уроке:
проверка усвоения пройденного;
объяснение нового материала
закрепление полученных знаний;
домашние задания.
 Технологии активных форм и методов:
- уроки-путешествия;
- дискуссии;
- уроки-фантазии;
- уроки-сказки;
- игровые технологии;
- работа в парах и группах;
8

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических
особенностей учащихся (половых, возрастных, свойствах темперамента). Учѐт
индивидуальных особенностей учащихся проводится учителями начальной
школы в рамках учебной и проектной деятельности.
Технологии организации внеучебной деятельности: приемы и методы
моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой
деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;
- формы организации воспитательного процесса:
праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия,
устный журнал, беседа и др.;
Формы учета и контроля достижений учащихся
Текущие формы контроля
текущая успеваемость
устные ответы на уроках
самостоятельные и проверочные работы
контроль техники чтения
контрольные работы
Обязательные формы итогового контроля
годовые контрольные работы по русскому и родному языкам и математике
контроль техники чтения.
Изменяются функции оценки. Учитель индивидуально оценивает достижения детей.
Начиная с первого класса, у каждого ребѐнка формируется своѐ собственное
«Портфолио». В «Портфолио» помещаются дипломы, грамоты, сертификаты.
Родители регулярно знакомятся с «Портфолио» и дают свою оценку достижений
собственного ребѐнка.
Широко используются формы общественной аттестации: классные, школьные,
районные конкурсы; предметные олимпиады; защита творческого проекта.

Учебный план
Учебный план для I – IV классов ориентирован на 4-летний нормативный
срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II - IV классы –
не менее 34 учебных недель.
Примерный учебный план № 1
для I-IV классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан
с родным языком обучения
Предметы

Количество часов в неделю
9

I

II

III

IV

7

8

8

7

2

3

3

3

4

3
4

3
4

3
4

Классы
Русский язык
Русская литература
Родной язык и литература
Дагестанская литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и ИКТ
История
История Дагестана
Обществознание
Культура и традиции народов Дагестана
Природоведение
География
География Дагестана
Окружающий мир (человек, природа,
общество)
Биология
Физика
Химия
Музыка
Изобразительное искусство
Физическая культура
ОБЖ
Технология
ИТОГО
Компонент образовательного учреждения
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность (кружки, секции,
проектная деятельность и др.)
Всего к финансированию

1

2

2

2

2

1
1
3

1
1
3

1
1
3

1
1
3

1
21

1
26

1
26

26

1
25
1
26

1

2

2

2

22

28

28

28

26

Образовательная программа основного
общего образования.
II ступень обучения (5-9 классы)
10

Пояснительная записка.
Целевое назначение
- реализация в полном объѐме конституционных прав детей на образование;
- обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным
планом ОУ РФ;
создание условий для освоения учащимися обязательного минимума
содержания образования данного уровня;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
- создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы;
- предоставление возможности учащимся определиться в своих склонностях и
интересах учебной деятельности;
- создание условий для формирования умений самостоятельного выбора
профиля для дальнейшего обучения в средней школе или при выборе варианта
индивидуального образовательного маршрута;
- формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать,
обобщать);
создание условий для формирования учебной самостоятельности и
ответственности;
- развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
- развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии,
ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира);
- воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно
относящейся к себе, окружающему МИРУ людей и миру природы;
Ведущие задачи:
создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим
потребностям, стремлениям, желаниям, развитие разных возможностей
мировосприятия;
поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в
разных видах деятельности.
Характеристика учащихся, которым
общего образования
Возраст:
11-15 лет

адресована образовательная программа

Уровень готовности к усвоению Успешное овладение образовательной программой
программы:
начальной ступени обучения

Состояние здоровья:
Технология
комплектования:

Отсутствие медицинских противопоказаний для
обучения
Комплектование 5 класса на основе 4-го класса своей
школы.
11

Продолжительность
обучения

5 лет

Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:
Доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе
обучения образовательных программах (школьный сайт, родительские собрания,
стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);
Изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);
Сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных
интересов, мотивации учения (в течение учебного года);
Педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной
деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной
аттестации);
Коррекционная работа с учащимися и родителями.
Ожидаемый результат
Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в
соответствии с государственными образовательными стандартами.
Выход на начальный
уровень функциональной грамотности,
предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.
Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к
дальнейшему обучению.
Достижение уровня, готовности к осознанному выбору дальнейшего
образовательного маршрута: понимание особенностей выбранного ОУ; оценочное
соотнесение профессиональных намерений и собственных возможностей,
подготовленность в предметной области, необходимой для получения дальнейшего
профильного образования.
Достижение такого уровня образованности в предметных областях знания,
который позволит учащимся успешно продолжить обучение в профильной школе
или других учебных заведениях.
Овладение учащимися надпредметными знаниями и умениями, необходимыми
для творческой и поисковой деятельности в выбранном профиле.
Сформированность основных ключевых компетенций и получение социальнозначимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств
личности, необходимых человеку для успешной самореализации.
Выпускник основной школы - это ученик:
успешно овладевший предметами учебного плана на базовом уровне в
соответствии с учебным планом и
государственным образовательным
стандартом;
12

достигший уровня учебной самостоятельности для
продолжения
образования в профильных классах по программам,
обеспечивающим
углубленную подготовку учащихся по предметам предлагаемых профилей;
- обладающий устойчивой мотивацией к продолжению обучения;
- умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладевший навыками
неконфликтного общения, способностью строить и вести общение в различных
ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту и другим
признакам;
- с активной гражданской позицией, способный проявлять сильные стороны своей
личности
в
жизнедеятельности
класса и школы;
- способный видеть и понимать гармонию и красоту, знающий выдающихся деятелей
и произведений литературы и искусства;
- знающий и соблюдающий режим занятий физическими упражнениями, способный
разработать
и
реализовать
индивидуальную
программу
физического
совершенствования.
Учебные программы
Основу базовой образовательной программы для II ступени обучения составляют
типовые учебные программы, утвержденные МО РФ.
Обязательным условием реализации учебных программ является принцип
преемственности. Преподавание элективных курсов ведется по программам,
разработанными педагогами школы, рассмотренными в методическом объединении
учителей и утвержденными приказом директора.
Организационно-педагогические условия
Формы организации учебного процесса
Классно-урочная система с элементами лекционно-семинарских занятий
Учащиеся 5-9-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели.
Продолжительность одного урока 45 минут
Учебный год делится на четверти
Наполняемость классов от 7 человек до19человек
Педагогические технологии
Для организации образовательного процесса наряду с традиционными методами
обучения используются: - личностно - ориентированное обучение;
- диалоговые, дискуссионные формы обучения;
- интерактивные обучающие технологии (работа в группах постоянного и
переменного состава);
- информационно - коммуникационные технологии;
- технология разноуровневого обучения;
- технология учебного проектирования (метод проектов);
13

- организация и проведение научно-практических конференций.
Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на
развитие:
самостоятельности мышления;
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
умения аргументировать свою позицию;
умения публично представлять результаты самостоятельно выполненных
творческих работ;
потребности в самообразовании.
Технология организации внеучебной деятельности
Содержание внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов обусловлено
созданием воспитательной системы через реализацию воспитательной программы
взаимодействием с сельским Домом культуры, сельской библиотекой и др.;
программами досуговых мероприятий, приуроченных к празднованию
памятных дат и государственных праздников.
Учащиеся объединены в детскую организацию «Альтаир».
Способы оценивания достижений. Формы учета и контроля достижений
учащихся
В образовательной программе используются следующие основные формы учета
достижений учащихся:
текущая успеваемость;
аттестация по итогам четверти, по итогам года;
административные срезовые работы;
олимпиады;
защита исследовательской и проектной работы.
творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках, конференциях;
по окончании 9 класса проводится независимое тестирование по основным
предметам. Продолжается работа по формированию «Портфолио» учащегося,
позволяющего учитывать достижения, получение дипломов, грамот по результатам их
творческой и общественно-научной деятельности.
Ориентация на достижения творческого развития учащихся сопровождается
педагогической и психологической поддержками. Их основные задачи связаны:
с предупреждением перегрузки;
с выявлением индивидуальных особенностей познавательной деятельности,
способностей в избранной области профессиональной деятельности;
- с выявлением проблем в учебе, внеучебной и внеурочной жизни, в социальной
сфере,
личностных
проблем.
Учет достижений учащихся фиксируется в «Портфолио», по итогам года - возможна
защита «Портфолио».
14

Методы
диагностики
освоения
образовательной
Диагностика включает в себя:
социальную диагностику:
наличие условий для домашней работы;
состав семьи;
необходимость оказания различных видов помощи;
уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между
требованиями педагогов и возможностями подростка);
включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально-положительное
восприятие подростков системы своих отношений со сверстниками, субъективная
включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного
и удовлетворенность им);
отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие подростком
системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как
уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность);
♦
отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая адекватная
самооценка, ориентация на будущее субъективное ощущение адекватности своего
поведения и эмоциональных реакций);
♦
определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие и
характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний, умение
ставить и достигать конкретные цели самообразования,
интерес к
самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к результатам учебной
работы социально-значимых формах деятельности) педагогическую диагностику:
♦ предметные и личностные достижения;
♦ затруднения в образовательных областях;
♦ диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов;
♦ диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и
богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента
мышления);
♦ диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение
существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных
учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность
к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии
в процессе решения учебной проблемы);
♦ умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной
активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузке, способность
работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);
♦ взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с
педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым);
15

♦ поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к
намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и
способность к ответственному поведению);
диагностика интересов.

Учебные планы
Учебный план для V – IX классов ориентирован на 5-летний нормативный
срок освоения образовательных программ основного общего образования и
предусматривает 34 учебных недель в год. 9 класс – не менее 33 учебных недель.
Продолжительность урока – 45 минут.
Примерный учебный план № 1
для V - IX классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан
с родным языком обучения
Предметы

Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII

IX

Классы
Русский язык
Русская литература
Родной язык и литература
Дагестанская литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и ИКТ
История
История Дагестана
Обществознание (включая экономику и
право)
Культура и традиции народов Дагестана
Природоведение
География
География Дагестана
Окружающий мир (человек, природа,
общество)
Биология
Физика
Химия
Музыка

5
3
3

6
3
2

4
2
2

4
2
3

3
3
2

3
5

3
5

2

2

3
6
2
2

1

1

3
5
1
2
1
1

3
6
1
2
1
2

1

1

2

2

2

1

1

2
2

2
3
2

1

1

1

2
2
2
1

16

Изобразительное искусство + труд
Физическая культура
ОБЖ
Технология
ИТОГО
Компонент образовательного учреждения
Максимально допустимая недельная
нагрузка

1
3
1
2
31
1
32

1
3
1
2
32
1
33

Образовательная программа
(полного) общего образования

1
3
2
34
1
35

3
1
1
36

3
1
36

36

36

среднего

III ступени обучения (10-11 классы)
Пояснительная записка.
Целевое назначение
Создание условий для получения полного общего среднего образования в
соответствии с государственными образовательными стандартами;
- профилизация, индивидуализация и социализация образования;
- осуществление компетентностного подхода в образовании;
реализация
дифференцированного
и
личностно-ориентированного
образовательного процесса;
- формирование ответственности, самостоятельности, умения планировать,
освоение проектного подхода к решению проблем;
- предоставление равных возможностей для получения образования и
достижения допрофессионального методологического уровня компетентности;
создание условий для развития интересов, склонностей и способностей
учащихся.
Характеристика учащихся, которым адресована образовательная
программа
Возраст:
15-17 лет.
Уровень готовности
программы:

к

усвоению В старшую школу может быть зачислен любой
учащийся,
успешно
освоивший
общеобразовательную программу основного
общего
образования
Состояние здоровья:
отсутствие
медицинских противопоказаний
Технология комплектования:
Комплектование 10 класса осуществляется в
основном на базе 9 класса школы. Заявительный
Продолжительность обучения
2 года
порядок
17

Процедура выбора образовательной программы предполагает:
сбор информации об удовлетворенности родителей и учащихся школы реализуемой
образовательной программой с целью изучения запросов семьи;
сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных
интересов, мотивации учения (в течение учебного года; успеваемость по итогам
учебного года; итоговая аттестация; результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и
предметам по выбору);
педагогическая диагностика и на еѐ основе анализ успешности учебной
деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной и
итоговой аттестации);
мониторинг учебных и творческих достижений учащихся, подтвержденных
результатами районных, республиканских и всероссийских олимпиад, конкурсов,
участия в исследовательской деятельности;
анализ состояния здоровья учащихся и его динамики;
индивидуальная работа с учащимися и родителями при полном или частичном
отсутствии оснований для выбора.
перевод учащихся в следующий класс, отчисление из класса осуществляется на
основании Закона «Об образовании», Устава школы.
Ожидаемый результат программы
Компетентностный подход, реализуемый в образовательном процессе в старшей
профильной школе, позволяет ожидать следующие образовательные результаты:
достижение стандарта среднего (полного) общего образования на уровне
компетентности (повышенный уровеньобразованности в избранной профильной
области знаний, включающий методологическую и допрофессиональную
компетентность в совокупности с общекультурным развитием и социальной зрелостью
выпускника), а именно:
- овладение учащимися научной картиной мира в профильных предметах,
включающей понятия, законы и закономерности, явления и научные факты;
овладение учащимися надпредметными знаниями и умениями, необходимыми
для поисковой, творческой, организационной и практической деятельности в
избранном профиле;
- достаточно высокого уровня умения действовать ответственно и самостоятельно;
- готовности к образовательному и профессиональному самоопределению;
- способности оценивать свою деятельность относительно разнообразных
требований, в том числе проводить ее адекватную самооценку;
- освоения видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности,
адекватных планам на будущее;
- освоения способов разнообразной
продуктивной коммуникации;
- понимание особенностей выбранной профессии;
18

достижение такого уровня образованности в профильных предметных областях
знания, которые позволят учащимся успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗы
данного профиля и успешно продолжать в них обучение;
сформированность основных ключевых компетенций и получение социальнозначимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств
личности, необходимых человеку для успешной самореализации.
Учебный план имеет необходимое кадровое и методическое обеспечение
Примерный учебный план
для 10-11 классов универсального ( непрофильного) обучения на 2021-2022
уч. год
Предметы
Количество часов
в неделю
Классы
10
11
Русский язык
3
4
Русская литература
3
4
Родной язык и литература
2
2
Дагестанская литература
Иностранный язык
3
3
Математика
5
5
Информатика и ИКТ
1
1
История
2
2
История Дагестана
1
Обществознание (включая экономику и право)
4
4
Культура и традиции народов Дагестана
Природоведение
География
2
1
География Дагестана
Окружающий мир (человек, природа, общество)
Биология
2
2
Физика
2
2
Химия
2
2
Музыка
Изобразительное искусство + труд
Физическая культура
3
3
ОБЖ
1
1
Технология
1
Индивидуальный проект
1

19

ИТОГО
Учебные предметы, предлагаемые ОУ учебные
практики, проекты, исследовательская деятельность
Всего к финансированию

5
37

5
37

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
"Хосрехская средняя общеобразовательная школа" Кулинского района
Республики Дагестан на 2021-2022 учебный год

Основные направления деятельности
Начало
и
учебной четверти

1 четверть

01.09.2021- 31.10.2021

завершение 2 четверть

10.11.2021 - 31.12.2021

3 четверть

12.01.2022 - 21.03.2022

4 четверть

01.04.2022 - 31.05.2022
с 01.11.2021 – по 09.11.2022
(9 дней)
с 01.12.2021 – по 11.01.2022
(11 дней).
с 22.03.2022 – по 01.04.2022
(9 дней)

1.

3.

32

Годовой календарный учебный график

№№

2.

32

Осенние

Продолжительность
каникул

Зимние
Весенние

Дополнительные каникулы
для учащихся 1 – ых классов

с 16.02.2022 – по 23.02.2022 к занятиям приступить 24
февраля 2022г.
Начало занятий

8.00

Окончаник занятий
13.10
Начало
занятий
кружков, секций и т.д. 15.00
Окончание
занятий
кружков, секций и т.д. 17.00
Расписание звонков:

4.

1смена

1 урок

8.00 - 8.45

2 урок

8.50 - 9.35

3 урок

9.55 - 10.40

4 урок

10.45 - 11.30

5 урок

11.35 - 12.20

6 урок

12.25 - 13.10

7 урок

13.15 – 14.00

Продолжительность учебных недель на первой, второй и третьей ступенях составляет 34 недели
без учѐта государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели.

20

Исп.

Продолжительность уроков на первой, второй и третьей ступенях по 45 минут каждый.
Обучение в 1 классе проводится по 5-дневной учебной неделе только в первую смену.
Используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (сентябре, октябре по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, январь - май по 4
урока 45 минут).
В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут.

Заместитель

директора
по
А.Ш.Газиев

учебной

работе

приложение

Стандарты среднего (полного) общего образования
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
21

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства. Специфические требования для образовательных учреждений с родным
(нерусским) языком обучения:
- осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической,
лексической и грамматической систем;
- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
- переводить с родного языка на русский тексты разных типов.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, изобразительно - выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно- историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
22

- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные
темы.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с
вышеуказанным, ученик должен уметь:
- соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить
сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста,
используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
- создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной
литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского
языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИСКОМУ ЯЗЫКУ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и
соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише
речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
- значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные,
неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная
речь/косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт
школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и
современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой
культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и
неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;
уметь:
говорение:
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального
общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в
23

обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая
правила речевого этикета;
- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики;
представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
аудирование:
- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных
стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать
необходимую информацию из различ ных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления,
прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной
ступени обучения;
чтение:
- читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научнопопулярные, прагматические, - используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь:
- писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме,
принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
- получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет),
необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
- расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
- изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран;
ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются
также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и
исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для
формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания
математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во
всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

24

Алгебра
Уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение
вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с
рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные
устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений,
включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые
подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы,
логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные
материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания
функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику И В ПРОСТЕЙШИХ СЛУЧАЯХ ПО ФОРМУЛЕ <*> поведение и
свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ И ИХ
ГРАФИКОВ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически,
интерпретации графиков.
Начала математического анализа
Уметь:
- вычислять производные И ПЕРВООБРАЗНЫЕ элементарных функций, используя справочные
материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и
наименьшие значения функций, строить графики многочленов И ПРОСТЕЙШИХ
РАЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ с использованием аппарата математического анализа;
- ВЫЧИСЛЯТЬ В ПРОСТЕЙШИХ СЛУЧАЯХ ПЛОЩАДИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПЕРВООБРАЗНОЙ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на
наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
Уметь:

25

- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства,
ПРОСТЕЙШИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ И ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ, ИХ
СИСТЕМЫ;
- составлять уравнения И НЕРАВЕНСТВА по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их
систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием
известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера. Геометрия
Уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные
объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,
АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОИ СУЖДЕНИЯ ОБ ЭТОМ РАСПОЛОЖЕНИИ;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- СТРОИТЬ ПРОСТЕЙШИЕ СЕЧЕНИЯ КУБА, ПРИЗМЫ, ПИРАМИДЫ;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение
геометрических величин
(длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных
формул и свойств
фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении
практических задач,
используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Геометрия
Геометрия на плоскости
Свойство биссектрисы угла треугольника. Решение треугольников. Вычисление биссектрис,
медиан,
высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади
26

треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и
описанной окружностей.
Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной.
Теорема о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной и секущей. Теорема о сумме
квадратов сторон и диагоналей параллелограмма.
Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных
четырехугольников. Геометрические места точек.
Решение задач с помощью геометрических преобразований и геометрических мест. ТЕОРЕМА
ЧЕВЫ И ТЕОРЕМА МЕНЕЛАЯ.
ЭЛЛИПС, ГИПЕРБОЛА, ПАРАБОЛА КАК ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕСТА ТОЧЕК.
НЕРАЗРЕШИМОСТЬ КЛАССИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ.
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая,
плоскость, пространство). ПОНЯТИЕ ОБ АКСИОМАТИЧЕСКОМ СПОСОБЕ ПОСТРОЕНИЯ
ГЕОМЕТРИИ.
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в
пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и
плоскости, признаки и свойства. Теорема
о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и
плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства.
Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между
параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное
проектирование.
Ортогональное
проектирование.
ПЛОЩАДЬ
ОРТОГОНАЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ МНОГОУГОЛЬНИКА. Изображение пространственных
фигур. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. РАЗВЕРТКА. МНОГОГРАННЫЕ
УГЛЫ. ВЫПУКЛЫЕ
МНОГОГРАННИКИ. ТЕОРЕМА ЭЙЛЕРА.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная
призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида.
Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
ПОНЯТИЕ О СИММЕТРИИ В ПРОСТРАНСТВЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ОСЕВАЯ,
ЗЕРКАЛЬНАЯ). Сечения многогранников. Построение сечений.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая
поверхность, образующая, развертка. ОСЕВЫЕ СЕЧЕНИЯ И СЕЧЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ
ОСНОВАНИЮ.
Шар и сфера, их сечения. ЭЛЛИПС, ГИПЕРБОЛА, ПАРАБОЛА КАК СЕЧЕНИЯ КОНУСА.
Касательная плоскость к сфере. СФЕРА, ВПИСАННАЯ В МНОГОГРАННИК, СФЕРА,
ОПИСАННАЯ ОКОЛО МНОГОГРАННИКА.
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ И КОНИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ.
Объемы тел и площади их поверхностей. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЪЕМЕ ТЕЛА. ОТНОШЕНИЕ
ОБЪЕМОВ ПОДОБНЫХ ТЕЛ.
27

Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и
конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади
сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между
двумя точками. Уравнения сферы И ПЛОСКОСТИ. ФОРМУЛА РАССТОЯНИЯ ОТ ТОЧКИ ДО
ПЛОСКОСТИ.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на
число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств
информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью
компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и
технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые
документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать
необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ
деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании
средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной
деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными
автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
28

- эффективной организации индивидуального информационного пространства. Профильный
уровень
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство
источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию
по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата,
рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из
их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой
извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами
социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик
должен:
29

знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место
и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и
природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и
гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и
др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с
точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия
с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой
коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной
информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
30

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических
исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и
стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально - экономического развития, специализации в
системе международного географического разделения труда; географические аспекты
глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России,
ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения
и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших
социально-экономических
событий
международной
жизни,
геополитической
и
31

геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина);
учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей
изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного
и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости
сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому
составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и
бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные
экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в
окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах
Интернета) и критически ее оценивать;
32

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения,
планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая
энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц
вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения
энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,
фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и
искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную
индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и
поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных
данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и
научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики,
термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных
излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной
энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию,
содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
33

- рационального природопользования и охраны окружающей среды.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный
объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и
неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое
равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический
закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения
органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и
уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол,
этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и
синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в
соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений,
окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических
соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.
Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных
органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи
(ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и
положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и
ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
34

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.1. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик
должен:
знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности;
репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности
граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
порядок
первоначальной
постановки
на
воинский
учет,
медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до
призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военной службе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
35

- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями различной направленности;
уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной
(лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы
упражнений атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных
способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической
культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации;
- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в
массовых спортивных соревнованиях;
- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 966 742 01 48

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».